....Исходя из всего этого, можно утверждать с достаточной уверенностью, что битва на Святом озере могла произойти только в 1262 году (к тому же, именно в грозных и масштабных событиях этого года эпизод сражения под Костромой вполне мог пройти не отмеченным в летописях).
Выяснив наиболее вероятный год сражения с татарами, мы можем на основе «Сказания» примерно представить общую картину сражения: в Костроме узнают о приближении татар, сопровождающих «бесермен» — восточных купцов-откупщиков. Как и в других городах, татар решают встретить с оружием в руках. Дружина князя переправляется через реку Кострому и проходит около двух верст до небольшого озера, где вскоре и происходит битва. Можно спросить — почему место для битвы было выбрано именно здесь? Почему врага не встретили, например, у стен города? Ясно, что это место было выбрано не случайно. Василий Ярославич, сын участника многих битв Ярослава Всеволодовича, брат Александра Невского, и сам, вероятно, был не последним полководцем своего времени — судя по всему, он решил устроить татарам у озера засаду.
Татары приближались к Костроме по одной из древнейших дорог Северо-Востока Руси. Эта дорога (трудно сказать, когда она возникла, но явно, что во 2-й половине XIII века она уже в каком-то виде существовала) шла по левому берегу Волги и соединяла между собой Ярославль и Кострому. Старинное название этой дороги — «луговая» — объясняет раннее ее появление: здесь, на низменных просторах вдоль Волги, не было сплошных массивов лесов, и, кроме весенних разливов, ничто не препятствовало движению по ней. Не доходя примерно двух верст до впадающей в Волгу реки Костромы, дорога упиралась в неширокое, но очень вытянутое в плане озеро, обойти которое было нельзя (видимо, еще в древности через него был переброшен мост).
Судя по всему, в XIII веке местность у озера была лесной. Дубовая роща, остатки которой существуют у Святого озера, как признавали многие историки, являлась остатком древних дубрав, покрывавших в прошлом район Заречья у впадения реки Костромы в Волгу.
В каком месте озера произошла битва с татарами? Логичнее всего предположить, что русская дружина не переходила через озеро, а ждала противника, имея озеро перед собой, вероятно, укрывшись в дубраве. Видимо, дав татарам перейти озеро, воины князя Василия ударили по противнику, разбили его и обратили в бегство, во время которого многие из татар и «бесермен» могли найти свой конец в глубоком озере.
Разгром татар несомненно произвел — и не мог не произвести тогда — большое впечатление во всем костромском крае. Как предполагают, через какое-то время была создана «Повесть о битве на Святом озере», дошедшая до нас в составе «Сказания о явлении и чудесах Федоровской иконы Божьей Матери» (27).
Погибших костромичей, конечно, увезли в город и предали земле. А у озера «на том же месте, идеже стояща с чудотворным образом противу татар, поставнша крест» (28). Этот крест — вероятно, немалых размеров — безусловно, относился к категории «памятных» крестов, ставившихся обычно в память о каком-то событии. Отмеченное памятным крестом место у озера на протяжении веков оставалось одним из наиболее почитаемых на костромской земле. Как говорится в «Сказании» : «... И прослы то место Святое» (29).
Ну и в завершении неприятная история к этой теме:
Акт вандализма под Костромой
Опубликовано 21.10.2013 18:58 На Святом озере, что у деревни Некрасово, неизвестные спилили деревянный крест, установленный в память воинов, защитивших город от монголо-татар в 13-м веке.
Это все, что осталось от массивного креста. Судя по аккуратному спилу вандалы (в одиночку справиться с такой задачей трудно) работали не спеша. Скорее всего, вечером. Днем берег озера хорошо виден и остаться незамеченным невозможно. Шум пилы местных жителей не встревожил. Рядом строят частные дома. Там пилят и строгают до самой ночи. Спиленный крест злоумышленники оставили лежать рядом с основанием.
Не так давно читал статью историка публициста Широкорада А.Н. который утверждает ,что ни какого татаро монгольского ига на Руси не было.А татары (про монголов он почему то не пишет) это всего лишь наемники , которые использовались некоторыми русскими князьями, для устрашения.Далее он утверждает ,что орда это всего лишь восточно русское регулярное войско, которое колесило по Руси собирая дань (налог на содержание войска), а сожженые города не больше, чем месть за неподчинение.Кому интересно почитайте, статей и книг у него написано не меньше, чем у Дарьи Донцовой
Порядочность и честность слишком дорогие подарки.И не стоит их ждать от дешевых людей!
Megamaxx писал(а):А.Б. Широкорад Русь и Орда Пишет то он как раз про монголов.Чтиво кстати интересное.
Не знаю как в книге не читал, читал статью в журнале. По его словам орда состояла из 80% русских и 20% татар.По словам историков автор порой грешит неточностями в датах и хронологии событий ,а иногда просто пишет придуманные им же факты.
Порядочность и честность слишком дорогие подарки.И не стоит их ждать от дешевых людей!